“Золотой дождь” на образование больше не прольется, признал глава Минобрнауки Андрей Фурсенко, подводя итоги нацпроекта “Образование”. Что будет с профобразованием в условиях начинающейся “засухи”, определится на заседании президентского совета по нацпроекту, назначенном на 24 декабря. Рассказывает газета «Московский Комсомолец» от 11 декабря в заметке «Кризис "сольет" вузы».
Экономический кризис внесет серьезные коррективы в то, что будет происходить в образовании уже в 2009 году. Учебные заведения, чтобы выжить, будут сливаться. Причем объединения пойдут, как по горизонтали (например, между несколькими вузами и филиалами), так и по вертикали, когда университет поглотит несколько техникумов и даже ПТУ. Власти, по словам министра, будут “всячески поддерживать это стремление”. Особое внимание, а вместе с ним и финансовую поддержку, государство окажет лидерам — вузам, техникумам и ПТУ, победившим в нацпроекте “Образование”. Кроме того, победителям нацпроекта прошлых лет, будь то университеты или ПТУ, предстоит выполнить важную миссию — взять на себя массовую переподготовку безработных, выброшенных на улицу кризисом.
Впрочем, кризис коснется и самой системы образования. По словам губернатора Новосибирской области Виктора Толоконского: он уже сейчас опасается проблем с трудоустройством 25 тыс. вузовских выпускников своего региона летом 2009 года. Изменится в 2009 году и сам нацпроект. Детали определит заседание президентского совета. Однако, рассказал Андрей Фурсенко, уже сейчас понятно: одним из новых направлений станет конкурс вузов на звание национальных исследовательских центров, который принесет вузу не только дополнительные академические свободы, но и миллиардное допфинансирование. Другим новым направлением, по словам Фурсенко, “раньше или позже станет президентская инициатива “Наша школа”. А третьим — конкурс ПТУ и техникумов. “Главная беда нашей экономики — отсутствие толковых “синих воротничков”, — подчеркнул министр. - Так что именно их подготовка имеет все шансы стать ведущим направлением".
******************************
3,5 тысячи фактов взяток и хищений зарегистрировано в этом году в вузах. МВД России обнародовало результаты проверок образовательных учреждений, сообщает газета «Труд» от 12 декабря в заметке «Научились брать поменьше». При проверках особое внимание уделяли пресечению взяточничества во время выпускных и вступительных экзаменов, а также тому, насколько правильно расходовались бюджетные средства на нацпроект "Образование".
В отношении руководителей учебных заведений и должностных лиц подразделений образования возбуждено 217 уголовных дел, под следствием находятся 186 первых лиц. Всего выявлено 3,5 тысячи преступлений, заведено 597 уголовных дел по фактам взяточничества, 869 - по фактам хищений и нецелевого использования бюджетных средств. Ущерб государству оценивается в сумму более 100 млн. рублей. В суды направлены уголовные дела по девяти случаям получения незаконных денежных вознаграждений при приеме экзаменов профессором университета в Ивановской области, 68 эпизодам преступной деятельности преподавателя тамбовского университета, девяти фактам взяточничества заведующего кафедрой медакадемии в Кирове.
"В прошлом году было возбуждено 90 дел против должностных лиц, в этом - 217, - рассказал начальник пресс-службы ДЭБ МВД России, полковник милиции Андрей Пилипчук. - Но при этом сумма ущерба в прошлом году составила 230 млн. рублей, а в этом всего 100 млн. рублей". Так что можно сказать, что взяточников и расхитителей было найдено больше, а украли они меньше. "Цифры говорят о системной проблеме: людям в вузах нужны не знания, а "корочка", - прокомментировал председатель Комиссии по образованию Мосгордумы Евгений Бунимович. - Потом мы будем удивляться, почему падают самолеты и рушатся мосты".
*********************************
Во время встречи министров образования стран СНГ зарубежная пресса настойчиво расспрашивала министра образования РФ Андрея Фурсенко о едином государственном экзамене. Население стран СНГ по-прежнему интересуется системой высшего образования РФ. А значит, новые правила приема в наши вузы коснутся их напрямую. А корреспондент «Независимой газеты» не удержалась, чтобы не расспросить участников встречи – иностранных министров – о едином государственном экзамене. Что они думают об этом и как проводится аналогичный экзамен в странах СНГ. Результаты опроса – в номере от 10 декабря в статье под названием «Призрак ЕГЭ бродит по СНГ».
Оказалось, что трудности у всех одинаковые. Население стран СНГ с опаской встречало или встречает новшество. А власть выступает единым фронтом за единый экзамен (или тестирование), потому что он (оно) позволяет «мониторить качество образования в республиках». Как рассказал министр образования Армении Спартак Сейринян, в Армении в соответствии с реформами единый государственный экзамен проходит по двум уровням. Те выпускники, которые не намерены продолжать учебу в вузах, сдают более легкий вариант «А», а вариант «Б» состоит из более подробных вопросов, соответствующих более сложному уровню вступительного экзамена. Экзамены по варианту «А» в Армении проходят непосредственно на территории школ, а по варианту «Б» – по централизованной системе в особом месте. По варианту «А» сдают в 2,5 раза больше выпускников, чем по варианту «Б». Получается, что чуть ли не треть выпускников не желают (не могут) получать высшее образование? Интересно, какая бы картина сложилась в подобном случае у нас?
О промахах армянского ЕГЭ написали армянские газеты… В прошлом учебном году самым крупным упущением в ходе экзаменов было то, что ученики помогали друг другу во время экзамена по математике. Когда об этом узнали иностранцы (Армения изучает опыт США), то были страшно удивлены: по их мнению, абитуриенты «должны думать, что их сосед является их конкурентом, и ему не стоит помогать. А в Армении сосед по парте – это товарищ, а экзаменатор – общий враг, которого нужно обмануть».
В 2009 году планируют перейти на сдачу единого государственного экзамена, который заменит общереспубликанское тестирование (ОРТ), в Киргизии. По словам министра образования и науки Киргизии Ишенкуль Болджуровой, процедура ОРТ не отвечает образовательным требованиям, а значит неэффективна. (Как сообщают местные источники, слабы оказались сами тесты.) По словам Ишенкуль Болджуровой, сейчас экспертная группа Министерства образования и науки Киргизии изучает опыт введения единого государственного экзамена других стран.
Любопытен для нас, пожалуй, будет опыт Казахстана. В Казахстане системе национального тестирования около 10 лет. И на протяжении всех этих лет участие в едином национальном тестировании остается делом добровольным. Как рассказал министр Казахстана Жансеит Туймебаев, ежегодно количество участвующих в национальном тестировании снижается. Чем это объясняется? Во-первых, нежеланием учеников продолжать обучение на следующих уровнях. Во-вторых, отстранением от тестирования учеников, слабо освоивших стандарт среднего образования. Все это сопровождается ростом среднего балла оценки учеников, участвующих в тестировании. За последние четыре года этот показатель вырос на 18 баллов. Но причины этого эксперты видят в нарушении правил единого тестирования либо связывают с общим снижением процента числа учеников, участвующих в едином тестировании. Увеличивается и минимальный балл. Что показал единый экзамен в Казахстане еще? Увеличение разницы между показателями лучших школ и худших говорит о дифференциации в качестве образования. Отличаются знания учеников школ. Сначала разница в знаниях учеников сельских школ и городских составляла 7,1 раза. Сегодня этот показатель – 3,9 раза. Увеличение среднего балла наблюдается как по сельским, так и по городским школам. И все ученики год от года хуже знают математику.
*************************
Большой популярностью в России стало пользоваться дистанционное обучение, сообщает газета «Новые Известия» от 12 декабря в статье «Экзамен на диване».
Психологи утверждают, что кризисные времена – самый лучший период для того, чтобы заняться самосовершенствованием и получить новые знания. Учебный процесс помогает, во-первых, отвлечься от неприятностей, а во-вторых, укрепить уверенность в себе. Но что же делать, если на учебу не хватает не только времени, но и денег? В такой ситуации отличным решением может стать дистанционное образование: оно позволяет получить качественные знания в любое удобное для вас время при минимальных вложениях.
Дистанционное образование (ДО) – это система, основанная на удаленном взаимодействии ученика и преподавателя. И проводится оно с помощью целого набора инструментов, включая интерактивные компьютерные программы, Интернет, электронную почту, телефон, факс и обычную почту. Широкое распространение ДО получило с развитием Интернета. Плюсов у этого вида обучения немало – это и абсолютная свобода выбора, и отсутствие ограничений по времени, и возможность заниматься у лучших преподавателей страны или даже мира, и, что совсем немаловажно, приемлемая цена. Даже на законодательном уровне дистанционное образование приравнивается к традиционным формам обучения, то есть диплом, полученный таким способом, имеет ту же силу, что и у выпускника, например, дневного отделения вуза. Но и свои минусы у ДО тоже есть. Самый главный из них – отсутствие систематического контроля. «Далеко не все способны эффективно заниматься самостоятельно, – считает психолог Дмитрий Иванов. – Для того чтобы правильно распланировать свое время, нагрузку и вовремя выполнять задания, человек должен обладать очень высоким уровнем самоорганизации, а главное – должен четко понимать, зачем ему это нужно».
Обучаться с помощью систем ДО может любой желающий: здесь нет никаких ограничений по возрасту, месту жительства, уровню образования, профессии или состоянию здоровья. Однако, по мнению специалистов, существуют категории людей, для которых дистанционная форма обучения предпочтительнее по сравнению с традиционной. В первую очередь – это молодые люди старше 25 лет, которые большую часть дня заняты на службе. «С помощью ДО они могут легко повысить свою квалификацию или получить новую специальность, так сказать без отрыва от производства, не рискуя потерять хорошую работу», – утверждает специалист в области дистанционного образования Наталья Грушина. Вторая категория – это студенты вузов, проживающие в отдаленных регионах. Не секрет, что большие и серьезные образовательные центры рассредоточены в нашей стране крайне неравномерно. Дистанционное образование дает возможность молодым людям даже из самых отдаленных уголков получить знания в лучших учебных заведениях не только в России, но и за рубежом. Третья категория – молодые мамы. «Очень часто получается так, что, выходя из декретного отпуска, женщинам трудно удержаться в профессии, – поделилась г-жа Грушина. – За время сидения дома теряются навыки, забываются знания, да и на первый план выходят уже совершенно другие проблемы. Чтобы такого не произошло, молодым мамам, которые планируют снова выйти на работу, необходимо постоянно пополнять и обновлять свой багаж знаний, а лучшей системы, чем ДО для этого пока не придумано».И наконец, последняя категория – люди с ограниченными физическими возможностями. «Если человек способен видеть, читать и работать на клавиатуре, он может успешно обучаться дистанционно, – говорит Наталья Грушина. – В последнее время разработано много специализированных учебных курсов для людей, страдающих различными заболеваниями. Изучать любой предмет можно не только не выходя из дома, но даже не вставая с кровати. Кроме того, созданные при участии медиков обучающие программы нацелены еще и на то, чтобы улучшить состояние больного и компенсировать последствия некоторых заболеваний».
Дистанционное образование пригодно для обучения в любых областях. Чаще всего оно используется для преподавания точных и технических дисциплин. Это связано с тем, что построить курс, рассчитанный на минимальное взаимодействие ученика и преподавателя, в области точных наук значительно проще. Но тем не менее по мере развития технологий успешно работают и гуманитарные программы. «Правда, на сегодняшний день все же существуют определенные трудности с некоторыми творческими специальностями, – рассказывает генеральный директор Центра дистанционного обучения Виктор Красилов. – Пока что невозможно обучать таким способом, например, живописи, актерскому мастерству, некоторым прикладным ремеслам. Несовершенство технологий удаленного присутствия, на мой взгляд, это всего лишь временная проблема, которая не способна помешать росту такого перспективного направления, как дистанционное образование».
Несмотря на широкие перспективы и большие возможности, эксперты сходятся в том, что систему ДО все-таки нельзя назвать идеальной. «Работая с виртуальными студентами, очень трудно проверить, кто в конечном итоге выполняет работы, – жалуется г-н Красилов. – В западных странах практически все учебные заведения, практикующие ДО, имеют представительства или уполномоченных лиц в каждом городке или штате, которые обязаны засвидетельствовать, что экзамен сдал именно тот человек, который был заявлен. У нас же такая система только начинает развиваться, и это ограничивает возможности применения полностью интерактивного дистанционного обучения. Для того чтобы хоть как-то удостовериться в том, что диплом получит именно тот человек, который сдавал экзамены и выполнял работы, в большинстве учебных центров проводятся очные сессии и групповые экзамены в компьютерных классах».
Очень часто отдельной проблемой для тех, кто хочет повысить свою квалификацию или получить образование, является цена вопроса. В этом плане ДО предоставляет широкие возможности. Его стоимость в несколько раз ниже, чем обучение на заочном отделении, не говоря уже о дневном. К тому же существует великое множество разнообразных курсов, продолжительностью от нескольких месяцев до нескольких лет, где можно получить те же знания, только быстрее. В среднем стоимость обучения по программе ДО в России редко превышает 20–25 тыс. рублей за курс. Помимо этого, существуют различные учебные центры в Интернете, где наряду с платными программами предлагаются и бесплатные курсы. Правда, за получение диплома или сертификата в конце обучения заплатить все-таки придется, но если «корочка» не имеет для вас принципиального значения, пополнить багаж знаний можно совершенно бесплатно.