С 1 сентября 2010 года в России начнут действовать образовательные стандарты нового образца, или, как еще говорят, второго поколения. Единый госэкзамен идет вразрез с целями новых образовательных стандартов, считает «Российская газета». Об этом – заметка «ЕГЭ не вписался в стандарт», опубликованная 18 ноября
Первыми "обновку" примерят ученики начальной школы. К 2011 году стандарт обещают ввести и в пятых классах. А с сентября 2008 года в 14 российских регионах запущен пилотный проект по апробации новых стандартов для первоклашек. Основное отличие новых стандартов от ныне действующих - обучение в школе становится более личностным, школа теперь не просто дает знания, она становится ответственной за развитие личности ребенка, за то, каким человеком он выйдет из стен школы через 11 лет. Впервые в новых стандартах прописаны требования к условиям обучения, то есть к обстановке, в которой ведутся уроки.
В своем Послании президент РФ Дмитрий Медведев отметил: "Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире". На это и направлены новые стандарты, разработка которых, к слову, велась около трех лет. И, кстати, по словам президента, неоправданно затянулась.
Возможно, поэтому после двух месяцев апробации в Москве собрались руководители органов образования и методисты из пилотных регионов - подвести промежуточные итоги. Однако выяснилось, что уроков, сформированных по новым требованиям, как таковых в эти два месяца не проводилось - методисты и педагоги лишь знакомились с документами, разработками и примерными программами образования.
Выяснилось также, что чуть ли не основным вопросом остается проблема учителя, который будет преподавать по-новому: вести с детьми проекты, разрабатывать творческие программы уроков, не "вбивать" знания, а развивать личность ученика. По словам руководителя проекта по разработке образовательных стандартов второго поколения Александра Кондакова, сегодня большинство педагогов начальных классов не имеют высшего образования. "Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения", - считает Кондаков.
Еще одна острая проблема - Единый госэкзамен. «В существующем виде ЕГЭ фактически фиксирует те результаты образования, которые заложены в действующем стандарте 2004 года. Но с точки зрения стратегических приоритетов развития государства это, безусловно, очень серьезный тормоз. Потому что школа работает на тот результат, который от нее ждут. К сожалению, сегодня результатом работы школы является Единый государственный экзамен». Похоже, разработчикам новых стандартов придется сформировать еще одну группу, уже совместно с разработчиками ЕГЭ, чтобы привести требования стандартов второго поколения и требования ЕГЭ к единому знаменателю.
**********************************
Как повернуть интересы молодых в сторону технических наук, задумались депутаты ГД РФ. В Думе прошло заседание профильного комитета ГД РФ. В повестке оказался один вопрос: выступление и ответы на вопросы министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко. Министра «экзаменовали» на тему «Состояние и перспективы модернизации развития высшего образования». Ответы – в «Независимой газете» от 19 ноября в статье «Филиалы закрывают – и снова открывают».
Сначала был доклад министра. Объем финансирования высшего профессионального образования с 2004 года по 2008-й возрос с 76 млрд. руб. до 263. В 2008 году увеличился прием на бюджетные места по специальностям здравоохранение, строительство, приборостроение и другие востребованные экономикой направления подготовки. Он стал больше на 5%. А вот объем госзаказа на специалистов в области экономики за последние четыре года сократился примерно на 20%. В 2004 году на 1000 выпускников школ было 442 бюджетных места, в 2008 году – 554. В 2009 году состоится новый конкурс университетов. И уже 3 млрд. руб. запланировано в бюджете на создание дееспособной сети национальных исследовательских университетов.
Далее министра расспрашивали депутаты. Темы все те же. Закрытие филиалов и сокращение числа университетов по-прежнему волнует электорат. «Сейчас от регионов идет стон – закройте филиалы, – объяснил депутатам ситуацию министр. – Закрыть, извините, оказалось сложнее, чем создать. Тут существуют достаточно серьезные социальные проблемы, и переступать через них мы не имеем права». Филиалы закрывают – филиалы открывают. Например, МАДИ (московский автомобильно-дорожный иниститут) открывает свой филиал в Сочи. Такая ситуация возникла с предстоящей Олимпиадой в Сочи и необходимостью подготовки на месте специалистов в сфере дорожного строительства. А вообще-то, напомнил министр, на юге филиалов больше, чем во всех других российских регионах. Ну любят наши вузы побережье Черного моря. Сегодня в РФ – 1634 филиала, из них в почти 1 тыс. государственных и 640 негосударственных преподаются экономика и управление. В 971 филиале даются гуманитарные науки (читай: юриспруденция). Масштаб юридического и экономического просвещения народа просто огромный! А нужны, по мнению министра, другие филиалы. Например, Росатом мог бы возродить качественное образование через филиалы МИФИ (Московского инженерно-физического института) там, где они всегда были – в Снежинске, Арзамасе, Билибине.
Министерство не оставляет надежды создать прикладной бакалавриат, чтобы он развивался в России хотя бы так, как в Германии. И чтобы позиция человека, который получил соответствующую техническую квалификацию, ничуть бы не уступала любому другому специалисту, который получил высшее образование. Ход обсуждения, как всегда, нарушили депутаты-бунтари. Олега Смолина обеспокоила судьба 10–12% детей, которые могут не сдать ЕГЭ в следующем году. Этот же вопрос, по словам Олега Смолина, днем ранее поднимал перед президентом РФ зампредседателя фракции коммунистов депутат Иван Мельников. Получается, что все-таки судьба нескольких десятков тысяч молодых людей как-то повисла в воздухе. Это же целая гвардия непристроенных молодых людей. Министр отвечал депутату Смолину долго, но в итоге свел речь к тому, что и сами контрольно-измерительные материалы совершенствуются, и в ПТУ с двойками скорее всего принимать будут.
****************************
Россия готовит избыток специалистов-гуманитариев — вынесли вердикт участники совещания в Казанском госуниверситете, среди которых был и министр образования и науки Андрей Фурсенко. Гуманитарное образование будет иметь два уровня. Переход на двухуровневую систему позволит не только сократить их численность, но и улучшить качество гуманитарного образования. Осталось только разобраться, как грамотно гуманитариям осуществить переход на новую систему. Рассказывает газета «Московский Комсомолец» от 20 ноября в заметке «Гуманитариев разжалуют в бакалавры».
Из 7,5 млн. российских студентов сегодня более 1,8 млн. экономистов, более 1 млн. юристов и более 0,6 млн. педагогов. Будущих представителей любой другой специальности, включая технические, в несколько раз, иногда на порядок меньше: максимум по 200—300 тысяч. “А это соотношение — неправильное”, — констатировал на совещании в Казани глава Минобрнауки Андрей Фурсенко. Потребности страны, по его оценке, гораздо скромнее: уже в 2015 году запрос на юристов с экономистами будет в несколько раз ниже ожидаемого выпуска. И консервация сложившегося статус-кво — лишь способ плодить будущих безработных. Решать проблему государство будет, сокращая набор на гуманитарные специальности. А поскольку с 1 сентября 2009 года Россия полностью переходит на двухуровневую систему высшего образования (болонская система: бакалавриат + магистратура), одновременно пойдет и усекновение траектории обучения тех, кого все же возьмут. Традиционной российской пятилетней моноподготовки (специалитета) для гуманитариев практически не останется. Список специальностей, где она сохранится, правда, окончательно еще не утвержден. Но, по некоторым данным, в основном в нем будут представлены инженеры и естественники. И это — принципиальная позиция министерства.
«Считаю, что гуманитарной сфере больше подходит гибкая траектория обучения (бакалавриат + магистратура), — разъяснил Фурсенко. — Чтобы человек, который поступил, к примеру, на политические науки, имел возможность продолжить образование по другой специальности». При этом поступление в магистратуру будет конкурсным, напомнил он. А со временем, возможно, и “через приемные испытания наподобие ЕГЭ — что-то вроде общероссийской системы оценки качества знаний”. Обучение в магистратуре останется уделом меньшинства — не более трети (речь идет только о бюджетных местах, особо подчеркнул министр “МК”). Таким образом, большинство гуманитариев либо будут доучиваться за свой счет, либо покинут вузы бакалаврами с 4-летним образованием. “Никто сейчас по-настоящему 5 лет и не учится — студенты начинают работать уже с третьего курса. А базовое образование можно получить и за 4 года. Именно столько, напомню, раньше и учили в педвузах: пять лет учились только учителя спецшкол, преподающие, скажем, математику на английском или французском языке”, — отметил он.
Вместе с бакалаврами-педагогами школа в качестве учителей-предметников примет и других гуманитариев-бакалавров, пообещал министр. Например, выпускников филфаков классических университетов. Тем более что для многих специальностей (например, для философов или историков) уже готов и даже согласован образовательный стандарт под новую траекторию обучения.
******************************
В продолжение темы: «Вузов, выпускающих менеджеров, станет гораздо меньше» - статья с таким названием опубликована в газете «Комсомольская Правда» от 17 ноября. О том, какие перспективы ждут профессиональное образование в России, рассказал министр образования и науки Андрей Фурсенко. На волне кризиса многие растерялись. Спрос на менеджеров, и так в последнее время не шибко высокий, упал катастрофически. Клерки устремились на биржи труда. Где - о чудо! - полно вакансий. Но не офисных, а рабочих и технических. Потребность в специалистах, которые могли бы работать на высокотехнологичном производстве, огромная. А бесчисленные вузы продолжают выпускать десятки тысяч финансистов и экономистов, которыми рынок труда перенасыщен.
Куда поступать нынешнему выпускнику, чтобы не остаться не у дел? Дипломы каких высших учебных заведений будут востребованы завтра? Какие учебные заведения не смогут продолжить свою работу в следующем учебном году и почему? Имеет ли смысл поступать в училища и колледжи, дающие среднее профессиональное образование? Вопросы сложные, но на некоторые уже есть ответы. Перекос в сторону гуманитарного и экономического образования начинает потихоньку устраняться. В этом году был увеличен прием на медицинские, строительные, приборостроительные и другие востребованные специальности. Такой подход будет сохраняться и дальше. Количество бюджетных мест в профильных вузах и на соответствующих факультетах увеличилось. Уходят в небытие многочисленные коммерческие факультеты и целые учебные заведения, занятые воспитанием армии менеджеров и финансистов. Их количество сократилось на 20%.
Особый разговор о педагогическом образовании. Министр подчеркнул, что нынешнее огромное количество педвузов стране не нужно. Сейчас идет работа над оценкой качества работы таких учебных заведений: из ваших выпускников в школу идут работать только 10 - 15%? - пожалуйте на выход. Кроме того, рассматривается возможность привлекать на педагогическую ниву выпускников и других учебных заведений, а не только профильных. Например, классических университетов. Возможно, скоро все будущие учителя и воспитатели должны будут проходить годовую интернатуру, в которую будет включена обязательная практика в школе. Кстати, в новых стандартах педагогического образования практика займет куда больше места, чем раньше.
Уже сейчас жесткое требование работодателя - «необходимо высшее образование» - выглядит анахронизмом. Начальные и средние профессиональные учебные заведения перестали восприниматься как прибежище маргиналов и неудачников. На Западе (например, в Германии и Швейцарии) существуют интегрированные учебные заведения. Образование в них дается как высшее, так и среднее специальное, по желанию. База и преподаватели одни, программы отличаются. Их выпускники пользуются большим спросом на рынке труда. Нечто подобное вскоре будет существовать и у нас. Получил начальное или среднее профессиональное образование - добро пожаловать на крупное производство. Поработал там, почувствовал необходимость и желание развиваться дальше - можешь снова идти учиться, повышать свою квалификацию, чтобы вернуться на свой завод уже на более высокую должность и зарплату. Такие «ресурсные центры» уже создаются, и количество их будет увеличиваться. Уже сейчас работодатели интересуются НПО и СПО с целью сотрудничества. В ближайшее время это станет обычной практикой. Кстати, перечень профессий НПО и перечень специальностей СПО сейчас обновляются - туда войдут неучтенные специальности и профессии, которые востребованы современной экономикой.
Про формирование сети федеральных университетов слышали многие. На практике же этот процесс многих пугает. Причем как самих работников высшего образования, так и студентов, и даже абитуриентов. Как же это - было вузов много, а станет мало? Значит, возможностей получить высшее образование станет гораздо меньше? На деле все немного не так. Университеты не начнут исчезать бесследно. Тем более такая участь не грозит вузам, которые дают качественное образование и чьи дипломы котируются. Но упорядочить систему университетского образования необходимо. Каждый из существующих сейчас университетов должен пройти обязательную процедуру лицензирования. Этот процесс начался, и некоторые вузы уже вылетели из обоймы. Это не говорит о том, что они перестанут существовать окончательно. Просто их статус изменится, например, они смогут подать заявку на присвоение им звания академии. Уже обучающиеся в таких заведениях студенты не пострадают: их права на учебу будут защищены.
Федеральные университеты - это крупные образовательные и научные центры, которые будут оборудованы и укомплектованы по последнему слову техники. Вести занятия там будут лучшие преподаватели. Разумеется, право обучаться в таком вузе надо будет заслужить. Но лучше пройти конкурс и поступить в такое учебное заведение, чем отдать папину зарплату и без конкурса пройти неизвестно куда. Тот абитуриент, который заведомо считает себя неспособным к конкурентной борьбе за право учиться в хорошем вузе, должен подумать, а стоит ли вообще ему получать высшее образование. Альтернатива «вышке» уже сейчас вырисовывается достаточно заманчивая, а дальше будет еще интереснее.
Чтобы знать, как учить, нужно знать, чему учить. Именно для этого министерство сейчас ведет активную деятельность по выработке образовательных стандартов. К работе привлекаются и работодатели - ведь именно они точно знают, какими знаниями и навыками должен обладать специалист, работающий в отрасли. Андрей Фурсенко подчеркнул, что общие подходы к стандартизации уже определены, осталось доработать конкретные детали, индивидуальные для каждой сферы экономики и для каждой профессии. Уже созданы национальные агентства по развитию квалификаций и совет по рассмотрению профессиональных стандартов. Но окончательно выработан пока только один профстандарт - в области ресторанного бизнеса. Большая работа ведется и в области педагогического образования.