Министерство образования окончательно решило судьбу выпускников. «ЕГЭ быть, его не миновать» - статья с таким заголовком опубликована в газете «Московский Комсомолец» от 16 октября. С 1 января 2009 года ЕГЭ вводится в том виде, в каком он прописан в законе. “Никаких откатов назад не будет. Надо не метаться, а двигаться вперед”, — заявил на заседании коллегии Минобрнауки глава ведомства Андрей Фурсенко. Четко определена процедура проведения экзамена, сроки и правила.
Глава Рособрнадзора Любовь Глебова уточнила, что в 2009 году экзамены начнутся не с 16 мая, как в этом, а с 25 мая. В первую волну ЕГЭ будут сдавать выпускники 2009-го и предыдущих годов, а во вторую (июльскую) — в основном иностранцы, демобилизованные солдаты и те, кто “по уважительной причине” (что это значит, не разъясняется) не смог пересдать “двойки” в июне. Какие оценки пойдут в аттестат? В качестве итоговых результатов оценки ЕГЭ дополнят годовые за 10-й и 11-й классы и вместе с ними определят результирующую часть, которая и войдет в аттестат. Освобождаются от ЕГЭ только инвалиды и обитатели тюрем, однако и они смогут сдать ЕГЭ по желанию.
Сумевшие сдать все экзамены на “тройки” и выше получат аттестат и свидетельство о сдаче ЕГЭ. Те, кто получит “двойку” по предмету по выбору, аттестат также получат, но поступить по этой специальности в вуз не смогут. С одной “двойкой” по одному из обязательных предметов выпускник пойдет на пересдачу и, если она будет успешной, также получит аттестат со свидетельствами. А вот если так и не пересдаст либо завалит оба обязательных предмета, закончит школу со справкой и с правом пересдачи ЕГЭ на будущий год. Таким образом, в текущем году он сможет претендовать только на поступление в ПТУ или на неквалифицированную работу. Все остальные пути для двоечника будут закрыты.
Останется ли математика обязательным ЕГЭ-предметом? Да, останется. Обязательными будут всего два экзамена — по русскому языку и по математике. “Это нижний порог на выходе из школы”, — подчеркнул Фурсенко. С двумя сданными ЕГЭ можно будет поступать только на работу, в ПТУ или в техникум. Чтобы учиться в вузе, придется сдать еще не менее одного ЕГЭ по выбору, но только из обязательного набора школьных предметов. Экономику, например, даже если она понадобится при поступлении в вуз, сдавать в школе будет нельзя. Улучшится ли качество КИМов (контрольно-измерительных материалов)? КИМы отныне будут альтернативными, то есть сориентированными не на проверку знаний по программе, а на формирование навыков и компетенций. КИМы по математике уже готовы, и скорее всего именно по ним и будут сдавать этот предмет выпускники 2009 года. Также, по словам Глебовой, подготовлена поправка к закону “Об образовании”, запрещающая брать двоечников в любые вузы с госаккредитацией. Теоретически, кроме ПТУ, с “двойками” можно будет поступить в неаккредитованный вуз, но и эта надежда не сбудется, поскольку аттестата у двоечника скорее всего не будет. Сколько выпускников школы завалят экзамены и не смогут получить аттестат, Андрей Фурсенко назвать затруднился. Однако подчеркнул, что, по его оценке, менее 12%.
Оппозиция ЕГЭ в обществе не утихает. 23 октября общественное движение “Образование для всех” выводит на улицы российских городов акцию протеста. “Она пройдет не только в Москве, но также в Петербурге, Екатеринбурге, Челябинске, Новосибирске и Кемерове”, — сообщил лидер движения, депутат Госдумы Олег Смолин. По его оценке, только в Москве на митинг выйдет не менее тысячи человек. “Если бы вышло 10 тысяч, — подчеркнул он, — ЕГЭ бы точно отменили”.
************************************
«Егизм» и «егазация» крепчает?» Газета «Вечерний Новосибирск» от 18 октября продолжает обсуждение грядущих перемен.
В 1990-е годы поиски разрешения кризисной ситуации в нашей стране коснулись и школы, что привело, на мой взгляд, к рождению новой, более актуальной для учителя и ученика системы образования. Стали появляться новые подходы, новые учебники, новые жанры учебной литературы. Многие ученые и педагоги предложили новые концепции в обучении. Именно тогда появляется слово «новаторство», тогда же появляется не «коллективное мнение», а индивидуальное. Именно в те годы стал очевиден разрыв между достижениями науки и практикой образования. Такой разрыв теоретического знания от фактического материала учебников был подобен, по выражению известного педагога Выготского, строению по принципу «улитки», когда скелет расположен отдельно от всего остального. Тогда ученые и педагоги постарались преодолеть этот разрыв. Открывались «белые пятна», появлялись инновационные технологии обучения, создавались новые учебные пособия. Наконец-то ученик стал признаваться субъектом учебного процесса и актуальным стал личностно ориентированный подход в обучении. Учебники и методические пособия для учителей стали ориентироваться на развитие предметного мышления ученика, развитие его авторской (в этом смысле — самостоятельной и ответственной) точки зрения и позиции. Учитель мог выбирать учебники, овладевать новыми подходами. Образование стало действительно ОБРАЗОМ, где есть равноправные субъекты взаимодействия учебного процесса — учитель и ученик. Ведь образование — это создание образа самого себя, а этот процесс всегда личностный и индивидуальный. Казалось, настало время «золотой середины», некоего равновесия между чем-то стандартным от министерства и индивидуальным — личностным развитием ученика и учителя.
Теперь, в 2008 году, потеряна даже иллюзия выбора. В 2000 году начался эксперимент, согласно которому ученик 11-го класса сдавал единый государственный экзамен (ЕГЭ), который одновременно считался вступительным экзаменом в институт. Якобы независимая проверка тестов ЕГЭ в Москве компьютером является гарантией от субъективности учителя школы и преподавателя вуза. И вот уже восемь лет говорим об эксперименте, дожидаясь 2009 года, когда «ВСЕ ЕГЭ» утвердят. Давайте разберемся: к чему нас привело Министерство образования и науки под руководством министра Фурсенко?
1. В школе существуют три стандарта, которые никак не стыкуются друг с другом. Даже опытные педагоги и администрация не в силах понять: по какому же из этих «стандартов» работать.
2. По истории, биологии, литературе создали концентры, которые предполагали полное овладение программами до девятого класса, в 10–11-х — их углубленное повторение. Еще тогда было непонятно: как повторять материал в старших классах, если в основную школу «свалили» весь материал. Сейчас введено всеобщее 11-летнее обучение. ЧТО это означает — «расконцентривание» и переход на линейную систему?
3. Теперь о «егазации» и «егизме». Логика введения ЕГЭ явно нарушена. Надо было вводить единый экзамен в Советском Союзе. Помните, по одному учебнику училось несколько поколений. Младший и старший ребенок читали одно и то же пособие. По истории, географии, биологии, русскому языку — по всем предметам, по всему СССР был только один учебник, рекомендованный министерством. По одному, утвержденному учебнику, и надо было составлять ЕГЭ. Один учебник — единый тест.
Что же сейчас? МО рекомендует и утверждает десятки учебников по каждому предмету. Учебники разных авторов содержат различную информацию. Каждый автор (особенно по гуманитарным предметам) старается сделать учебник информативнее и, как следствие, объемнее. Как можно на фоне такого разнообразия подготовиться к единому экзамену? Ученик не в силах освоить все учебники. Тем более что никто не знает, на основе какого учебника составляются тесты.
И, главное, кто авторы ЕГЭ? В сборниках тестов указывается: «авторы заданий — ведущие ученые« преподаватели и методисты (Лазебникова А. Ю., ЕГЭ 2008. Обществознание. Типовые тесты. М., 2008»), «кандидаты педагогических наук» (ЕГЭ 2008. М., 2008). Много вопросов к таким авторам. Первый — в какой области эти «к.п.н.» специалисты? Второй вопрос — сами-то авторы преподают в школе? Если да — то почему появляются вопросы о цвете бакенбардов у Дантеса, практически все задания в ЕГЭ по русскому языку вместо изученных правил ориентированы на исключения, географическая карта 1см+1см, где просят указать дислокацию армии или промышленные разработки в конце XIX века? И как выясняется степень сложности вопросов? Третий вопрос к авторам — по каким пособиям создаются ЕГЭ? Четвертый вопрос — по какому принципу выбираются задания в части «С«, которая считается самой сложной? Например, по истории ученикам предлагают работать с историческими источниками, которые редко включаются в учебные пособия. Что, ученик должен помимо учебника изучить и все хрестоматии? В 2008 году одним из предложенных исторических источников был текст о Коминтерне. Полагаю, что не все молодые педагоги знают о существовании этой организации…
4. Обратимся к процедуре подготовки к ЕГЭ. Можно себе представить, как готовит школьников к ЕГЭ преподаватель математики или русского языка. Они решают задачи и учат правила, которые можно проверить. Еще никто не отменял «жи-ши» или теоремы Пифагора. Но мне совсем не понятно, как отбирать даты по истории, которые должны обязательно знать ученики за весь курс обучения с VI по XXI век?
Как работать с понятиями? Октябрь 1917 года — это революция, переворот, восстание? Каких деятелей философии, политологии или социологии изучать, если спрашивают про всех и все?
5. Вызывает серьезные опасения сама процедура проведения единого экзамена. Учеников буквально «под конвоем» заводят в кабинеты; написавшие экзамен находятся в «накопителе». Экзамен — и так стресс для детей — не только психологический, но у многих и физический. Но потрясение ученика, естественно, не учитывается компьютером — жаль, что не учитывается и реальными людьми — учителями.
6. 2008 год стал годом и нерешенных проблем для учителей и учеников. В марте месяце мы узнали, что один экзамен по выбору (не только математику и русский) нужно сдавать в форме ЕГЭ (а в будущем году — все). Более того, что готовиться к экзамену нужно не с первого июня, как было всегда, а к середине мая. Идет учебный процесс, не закончены учебные программы, которые рассчитаны до 25 мая, и вдруг — 19 мая — экзамен по обществознанию. До этого — 16 мая — по английскому языку, на котором ученики сидели до 18–00 без обеда и отдыха.
7. С чем у вас ассоциируется 25 мая? С последним звонком! Теперь — нет. К нашему удивлению, изменения затронули и этот главный школьный праздник. Последние звонки в 2008 году прошли 15 мая. Подготовку к этому важному событию пришлось сократить на десять дней. А на следующий день — уже экзамен, и времени на подготовку у школьников, как это было раньше, не было.
8. И, главное, нам объясняют, что ЕГЭ нужен для того, чтобы ребенок поступил в институт. Что показывает экзамен? Память — и больше ничего. Ни способов мышления, ни речи, ни логики, ни личности самого ученика этот тест не демонстрирует. Если за ЕГЭ двойка, ученик закончит школу со справкой. Зачем тогда вводить обязательное одиннадцатилетнее обучение. Пусть он закончит 9 классов и идет в колледж. Более того, высокие баллы, полученные за ЕГЭ в школе, не всегда соответствуют проходному баллу в вуз. Таким образом, ученик не всегда может быть уверен в своем поступлении в высшее учебное заведение. И, следовательно, сама идея введения ЕГЭ бессмысленна.
Указанные восемь тезисов против тотальной «егазации» далеко не полно описывают сложившуюся ситуацию в школе. Учителя, которые готовят детей к ЕГЭ, значительно расширят этот список. Считаю, что и преподаватели вузов поддержат эти тезисы. Стоит еще раз напомнить, что забвение гуманистических целей и идеалов образования, характерное для технократической ориентации, ведет к разрушению личности и в итоге к дегуманизации общественной жизни. Односторонняя установка на развитие у учащихся личностных качеств, отражающих лишь требования к их будущей профессиональной компетентности в форме ЕГЭ, не исчерпывает всего объема требований к современному человеку и его образованию. Технократизм нивелирует личность. Мы снова возвращаемся к обезличенному знанию и развитию памяти, а не мышления ученика, Очень хочется верить в то, что наше образование вернет себе человеческое лицо, и между учителем и учеником будет не только бездушный компьютер; что ученик сможет сдавать экзамен в традиционной форме и в форме ЕГЭ; что у нашего Министерства образования и науки хватит возможностей создать единую, непротиворечивую систему образования, где будут обязательные компоненты и возможность выбора.
********************************************
«Новая газета» от 23 октября в статье «Сдавать, бояться!» также высказывается на тему обязательного ЕГЭ.
Министерство образования признало: 12% школьников тест «завалят» и аттестата на руки не получат. А жаловаться — к военному комиссару
Закон о ЕГЭ, принятый в прошлом году Государственной думой, вступает в силу с 1 января 2009 года. Эксперимент закончился. А проводился он семь лет, и свои сомнения в законности этого эксперимента над детьми и системой образования родители из нескольких регионов России в этом году оформили в качестве заявлений в Конституционный суд. Они приняты и объединены в одно дело. Дата разбирательства пока не назначена… Если долгие годы эксперимента регионы сами решали, участвовать ли в ЕГЭ, по каким именно предметам его проводить, а по каким — нет, какие районы и какие школы включать, то теперь — всё. Участвуют все. Обязательными с 2009 года будут ЕГЭ по русскому и по математике. Остальные — по выбору. Всего 13 предметов можно сдать в этой форме. Добровольность относительная: выбрать помимо обязательных экзаменов выпускнику придется те, что требует вуз, в который он собрался поступать. Желающие или увлекающиеся могут сдавать все 13 экзаменов.
Теперь у выпускника, благополучно окончившего школу, будет два документа: аттестат зрелости и сертификат ЕГЭ. В аттестат выставляются оценки, по итогам 10-го и 11-го классов — среднеарифметическое двух годовых отметок. Оценки в аттестате от ЕГЭ не зависят, но будет ли у выпускника аттестат вообще, зависит от ЕГЭ напрямую. А к ЕГЭ в свою очередь допускаются только те, кто имеет в аттестате отметки не ниже тройки. Ежегодно после того, как выпускники сдадут обязательные экзамены, Рособрнадзором будет определяться порог баллов, выше которого ЕГЭ можно считать сданным, ниже — проваленным. Если выпускник сдал оба обязательных экзамена с результатом выше порогового, он получает аттестат со своими школьными отметками и сертификат ЕГЭ с заработанными баллами. Может нести (или посылать копии) эти документы в вуз или несколько вузов и сузов. Если на одном из обязательных ЕГЭ выпускник недобрал баллов, допускается пересдача в дополнительные сроки. Если ниже порога результаты и по русскому, и по математике или не удалось пересдать один неуд, то выпускник не только не получит сертификата ЕГЭ, но и аттестата зрелости. Только справку и право пересдать ЕГЭ не ранее чем через год.
Традиционные экзамены. Они будут существовать теперь только в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа для детей с девиантным поведением, в школах и училищах при учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы, а также в образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья. Но если традиционный экзамен загнали за решетку, то дети из этих учреждений благодаря обращениям родителей и учителей свободны в выборе: при желании могут сдавать ЕГЭ. Вспомним, что в прошлом году было 25% двоек на ЕГЭ по математике… Но тогда ЕГЭ был еще экспериментом и действовало правило: плюс один балл для аттестата — получил двойку на ЕГЭ, в аттестат получаешь тройку. Понятно, что в вуз, где математика — профильный предмет, такой выпускник не шел, но в любой другой вуз, в техникум, на работу — пожалуйста. Теперь, как говорит депутат Государственной думы Олег Смолин, министерство собирается выпускать огромное число детей с волчьими билетами. Вопрос — куда?
Лариса Курнешова, первый заместитель начальника департамента образования Москвы на коллегии сказала, что в столице в предыдущие годы бывало 9—10 человек, которые выходили из школы со справкой, не получали аттестатов. Что будет теперь? Без аттестата нельзя поступить в профессиональное училище, и на рынке труда нечего делать без документа о среднем образовании. Член Общественной палаты, директор московской негосударственной школы «Наследник» Любовь Духанина предложила для того, чтобы избежать социальных рисков, все-таки выдавать аттестаты тем, кто не справился с ЕГЭ. «Пусть аттестаты будут с двойками, но нельзя выпускать ребенка без документа. Иначе родители будут предъявлять свои претензии системе образования в судах: почему детей, не имеющих ограничений по здоровью, которые ходили в школу 11 лет, не научили даже на «три». Любовь Николаевна заметила, что для аккредитации школы требуется, чтобы она показала 60% положительных оценок учеников. А ребенку, чтобы получить аттестат о среднем образовании, надо продемонстрировать стопроцентную успеваемость. Даже с одной двойкой он не получает аттестата. Николай Булаев, руководитель Рособразования, заметил: «К 2010 году у нас будет минимальное число выпускников, и на этом плато мы продержимся до 2018 года. При дефиците рабочих кадров в этот период нужно помочь всем влиться в рынок труда, а для этого решить, с какими документами выпускники, не справившиеся с ЕГЭ, выйдут из школы».
Министр образования и науки Андрей Фурсенко на вопросы журналистов ответил, что по прогнозам до 12% выпускников могут не перешагнуть порог и остаться без аттестатов. Напомним, двоек на ЕГЭ по математике в 2008 году было 25%. Каким образом их станет вдвое меньше? Министр считает: когда школьники будут понимать, что от ЕГЭ не уйти, что никакого дополнительного балла они не получат, а вместе с ним могут не получить и аттестата, они будут… учиться. В прошлом году, как говорит Фурсенко, в расчете на дополнительный балл те, кому математика не нужна была для поступления, просто сдавали чистые листы на ЕГЭ. Тройка все равно была обеспечена. Второй резерв сокращения двоечников — подвижный порог. Рособразование будет определять его высоту в баллах каждый год. Сдали плохо — это не сигнал для улучшения качества преподавания, а только повод снизить порог. 25% двоек больше не будет. А на каких цифрах будут останавливаться? Может быть, этот процент будет прочно увязан с потребностями призыва в армию? Ну куда им еще, этим детям без документов об образовании? Еще один способ уменьшить число двоечников — коренным образом переделать тесты. Альтернативный вариант контрольно-измерительных материалов по математике представил на коллегии Алексей Семенов, ректор Московского института открытого образования. Может быть, эти тесты просто замечательные — они проверяют компетентность, они практико-ориентированные. Но для выпускников этого года у них два огромных недостатка: они коренным образом отличаются от тех, по которым сдавали до сих пор и по которым, естественно, готовились к ЕГЭ в этом году. Причем будут ли именно эти новые КИМы использованы в 2009 году, пока не решено. Так что математику пока всем надо готовить в двух форматах. Министр на этот счет спокоен. Он несколько раз повторил: если прорешать две-три тысячи задач, которые будут вывешены на сайтах ЕГЭ, то обязательно сдашь.
А что дальше будет происходить с теми, кто все-таки получит аттестат с сертификатом? Баллы, которые выпускник получит на ЕГЭ, не будут много раз пересчитывать по всевозможным шкалам, как это делалось в предыдущие годы. Не будут этого делать и вузы, но они будут устанавливать свои пороги — баллы, начиная от которых данный вуз принимает документы. Выпускникам и школам необходим перечень экзаменов в вузы и ссузы. Но, как пояснила Любовь Глебова, вузы должны определиться только к 1 февраля. Когда же дети будут определяться с подготовкой к ЕГЭ? После двух высоких совещаний по вопросам образования, которые прошли на прошлой неделе в один день — коллегии министерства и госсовета по образованию, — впечатление совершенно определенное: о детях забыли в чиновничьих играх. Нет в них детей, уверена «Новая газета».
*************************************
Согласно официальным статистическим данным, на очное отделение в государственные вузы России четыре-пять лет назад поступили 775,8 (803,8) тыс. человек. А покинули стены вуза в прошлом и этом учебных годах 570 (620) тыс. человек. Количество госвузов за пять лет возросло с 624 до 658. Негосударственных вузов стало на 58 единиц больше. В негосударственных вузах России пять лет назад на первом курсе обучались на очном отделении всего 79,8 тыс. человек. А дали путевку в жизнь в прошлом году – 62 тыс. молодых людей. Или вот еще пара цифр: пять лет назад в госсекторе на все виды обучения были приняты на первый курс 1 млн. 411 тыс. студентов. До финишной прямой дошли 724 тыс. Потери, скажем прямо, как во времена боевых действий. Кстати, в 1976 -1978 годах отсев составлял не более 8%. А в 1980-1986 - не более 10%. Напомним, что высшее образование в те годы было бесплатным. О проблеме - «Независимая газета» от 15 октября в статье «На учебном фронте не без потерь».
Как сказал ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий, примерно 15–20% студентов отчисляют сегодня в МГУ сразу же после первой сессии. И примерно треть студентов – в течение всего срока обучения. Картина незначительно изменилась в лучшую сторону за последние два года, потому что расширение возможностей отбора студентов через олимпиады всех уровней позволяет набирать «мотивированный и подготовленный контингент учащихся». Но не все ректоры могут брать себе, как МГУ, мотивированный контингент. Ситуацию кардинально меняет ЕГЭ. Как сказал «не под диктофон» ректор одного из престижных вузов: «Если нам прикажут, то мы, конечно, наберем по результатам ЕГЭ сколько угодно студентов. Но никто не помешает нам их отчислить после первой же сессии как не справившихся с учебным процессом». Звучит достаточно грозно. А как быть с тем, что половина этих самых студентов (а то и больше) еще и платит за свое обучение. Причем иногда это совсем даже не маленькие деньги – 150–200 тыс. рублей в год. Получается, что единый экзамен, который задумывался как защита от коррупции, коррумпированность в высшем образовании никак не опровергает. Обман родителей остается. В Высшей школе экономики (ВШЭ), которая одна из первых среди престижных заведений ввела у себя ЕГЭ, сегодня отсеивается 20–30%. Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов объясняет это тем, что у «вышки» свой стиль обучения. В университете нет семестров, есть пять модулей. В каждом модуле пять курсов, в каждом из которых студент постоянно встречается с необходимостью что-то сдавать. Оценка складывается из четырех-пяти промежуточных баллов. Система жесткая.
При подготовке материала газета не раз сталкивалась с тем, что статистические службы вузов отказывались предоставлять конкретные цифры отсева студентов за последние два года. Нелюбезная служба статистики МГУ, например, мотивировала это тем, что «сама не может который год подсчитать, сколько студентов учится». Более приветливые ответственные службы в других вузах объяснили, что и рады бы помочь, но некоторые студенты сразу же после неудачной сдачи берут академический отпуск. А вернутся ли они после отпуска в институт – сказать сложно. Поэтому картина отсева может быть недостаточно корректной. При этом, утверждали они, ситуация с отсевом и не может пока измениться кардинально, потому что в прошлом и нынешнем учебных годах в некоторых вузах вообще был недобор студентов. Количество выпускников школ меньше количества мест в вузах. Последствия демографического спада... «Ну, отчислит администрация этих неуспевающих студентов, а учить-то кого?» – говорили они. По словам проректора ВШЭ Григория Канторовича, в этом году многие высшие школы вынуждены были скрывать от населения истинную картину конкурсного набора, потому что конкурс в некоторые вузы просто отсутствовал.
Кое-что пояснили нам студенты. Например, отсев на факультеты информатики в крупных университетах стал чуть больше. И объяснили это приходом в вузы любителей-программистов, которые легко поступили через ЕГЭ, но, столкнувшись с трудностями университетской математики и физики, поняли, что освоить программирование на академическом уровне им просто не по силам. Студенты-лингвисты МАИ рассказали нам, что у них после первого курса из группы в 20–25 человек уходит примерно 5–6 студентов. Все после ЕГЭ... Есть такая гипотеза, что отчисление платных студентов идет более интенсивно, чем бюджетных. Все зависит от вуза, сказали нам в одной из служб статистики. В некоторых высших учебных заведениях существует негласная установка – тянуть платного студента в течение всего курса, пока не придет ему «замена». Все-таки живые деньги. И, как признаются сами молодые люди, отсев был бы больше, если бы студенты не откупались. Плата за зачеты и экзамены по-прежнему жива. Сегодня запрещена практика приема абитуриентов из «прикрепленных» школ. А выпускники обычной школы с результатами по ЕГЭ не готовы к учебе в вузе.
Если опять же обратиться к социологическим исследованиям, то почти 40% новоиспеченных студентов не умеют правильно распределить свое рабочее время. Половина первокурсников сталкивается с трудностями, вызванными новой формой организации учебного процесса. Они не умеют конспектировать лекции, работать с первоисточниками, обрабатывать большой объем информации и т.д. Треть студентов впервые покинули свой родной дом надолго. И они остро переживают разрыв с семьей. Около 10% молодых людей с трудом ладят с новым коллективом. Еще больше учеба студента зависит от его интеллекта и способности к концентрации внимания. При снижении общего интеллектуального уровня, конечно, возможна компенсация за счет повышенной мотивации или работоспособности, тщательности и аккуратности в учебной деятельности. Но есть предел и снижению. И в этом случае студент просто не справляется. Не в силах. И никакой ЕГЭ ему не поможет.