ОБЗОР ПРЕССЫ № 296

15 октября 2008
 В Москве был объявлен победитель Всероссийского конкурса "Учитель года России-2008". "Хрустального пеликана" вручили преподавателю музыки московской школы N 1060 Михаилу Стародубцеву. Рассказывает газета «Известия» от 6 октября в статье «Учителем года» впервые стал преподаватель музыки».
 
Первые два этапа конкурса проходили в Санкт-Петербурге в сентябре, куда приехали 74 педагога, победившие на региональном этапе "Учителя года" минувшей весной. 15 победителей первого этапа получили современнейшее программное обеспечение и электронные библиотеки. Второй этап конкурса начался сразу же после вручения подарков. Финалисты проводили мастер-классы и читали лекции, по итогам которых жюри отобрало еще пять лучших учителей. Обладатель "Хрустального пеликана" считает, что беда нашего образования в том, что мы не воспринимаем музыку как единое целое: «Уроки музыки в некоторых школах носят отрывочный характер. И, на мой взгляд, такие уроки надо вычеркивать из плана занятий, они просто вредны. Мы совсем забыли, что музыка сопровождает нас каждый день, каждую минуту. Она - ритм нашей повседневной жизни. У нас, например, вся школа запевает, от мала до велика! А вообще в школах надо возрождать хоровое пение!»
 
В графе конкурсной анкеты "заветное желание" 35-летний учитель биологии из Пензенской области Дмитрий Поздняков написал всего одно слово: "квартира". Его ровесник из Новотерской средней школы Чечни, историк Иса Алиев, судя по анкете, мечтает "достойно жить на одну зарплату". Математик из Крюковской школы Нижегородской области Эдуард Салин очень хочет выступить перед депутатами Госдумы и "рассказать им всю правду о сельских школах". Малокомплектные школы сегодня закрываются в массовом порядке по всей стране. Ученики отправляются за несколько километров в райцентры, а учителя остаются без работы. Такие, исключительно "по делу", желания у всех 14 мужчин - участников конкурса. Что, собственно, понятно: им, несмотря на профессию, семью содержать надо и отвечать за близких людей перед самым строгим учителем - собственной судьбой. У некоторых преподавателей после победы на региональном этапе "Учителя года" жизнь изменилась самым неожиданным образом. Причем в самую лучшую сторону. К примеру, учитель-словесник из Благовещенска Елена Бянкина тут же стала второй в "десятке" самых знаменитых людей Амурской области (обогнав в популярности местных бизнесменов и политиков). Областное руководство выделило семье учительницы 3-комнатную ведомственную квартиру, куда она переехала с мужем и двумя детьми из деревянного барака. Еще за победу в конкурсе Елена получила в подарок два компьютера и ежемесячную прибавку к зарплате - 7 тысяч рублей.
 
Второй этап конкурса - 10-минутные мастер-классы и 7-минутные лекции. Аудитория - коллеги (остальные участники конкурса) и члены жюри. О теме лекции "Семья и школа в век образования" конкурсантов известили за месяц до приезда в Санкт-Петербург. «Никаких вводных и ценных указаний по поводу наших выступлений никто не давал, - заверил "Известия" биолог из Пензенской области Дмитрий Поздняков. - Лично я прочитал свою лекцию соседу по номеру, а он мне. Сделали друг другу замечания - и вперед. Учитель - в любом случае человек публичный. Каждый день выходим на публику: 30 человек только в одном классе, за день их несколько. Если подсчитать, сколько за учебный год выходит, то получается, что со стадионами работаем».
 
Дмитрий Поздняков, учитель биологии из г. Заречный Пензенской области: «Это же совершенно очевидно, почему родители недовольны школой, - она их обманывает. Обещает подготовить к поступлению в вуз, а на деле этим занимаются репетиторы. А репетиторы - это те же учителя, которые, приходя домой, скидывают золоченые одежды стандартов и концепций». Сергей Алешин, учитель физики из Сыктывкара: «Лучшая школа и хороший учитель, как два одинаковых заряда отталкивают друг друга. На самом деле хорошая школа и та, которая таковой считается по итогам всевозможных конкурсов, - это две разные вещи. Зачастую лучшей называют школу, которая грамотно подает себя с выгодной стороны». Наталья Каменкова, учительница начальных классов из Миасса: «Я полюбила первого учителя еще до того, как увидела его. Просто представила его по рассказам родителей. А среди нынешних школьников немало тех, кто испытывает настоящий страх в отношениях с учителем. До любви ли здесь? Как показал соцопрос, 40% учеников школ нашего города боятся своего несоответствия ожиданиям окружающих их взрослых людей».
 
*************************
 
На днях все сотрудники государственных вузов получили новые соглашения, в которых прописана новая система оплаты труда. Новые трудовые соглашения вступят в силу 1 декабря. Два месяца вузам должно хватить на раскачку, на привыкание к необычным условиям. Разъяснения дает газета «Комсомольская Правда» от 6 октября в статье «Преподаватели университетов и институтов будут зарабатывать больше?»
 
Единого для всех порядка оплаты труда больше не существует. Отныне каждое высшее учебное заведение будет устанавливать свою систему. Большие полномочия легли на плечи ректоров: теперь решать, кому и сколько платить, будут именно они. Единая тарифная сетка, которая все предыдущее десятилетие вызывала всеобщую неприязнь, перестала существовать. В начале 90-х у Минфина не было другого выхода: средства на образование были страшно ограничены, на всех не хватало. Единственным способом выхода из создавшегося положения было введение ЕТС. С тех пор было принято более тысячи дополнительных нормативных актов, которые хоть как-то корректировали всеобщую уравниловку. Ориентироваться в них к концу первого десятилетия нового века стало просто невозможно. Кроме того, наконец-то сбывается давнишняя мечта продвинутых ректоров - платить не по уставу, а по заслугам.
 
Разумеется, высшее образование было и остается в большей степени бюджетной сферой. Так что государство самоустраняться от забот по оплате работы преподавателей не собирается. С 1 декабря 2008 года оно увеличивает расходы на образование на 30 процентов. В рублях это около 2 миллиардов. Кроме того, с нового года увеличивается размер минимальной оплаты труда - до 4330 рублей, что автоматически увеличит базовую часть зарплаты сотрудника вуза. Эта базовая часть зарплаты, оклад - гарантированная государством фиксированная сумма. Она практически не будет отличаться от той, которую преподаватели получали раньше, по системе ЕТС. По крайней мере она никак не может стать ниже той, что была у сотрудника до 1 декабря 2008 года. А вот оклад устанавливается по ПКГ - профессиональной квалификационной группе, единый на всех представителей этой группы. Таким образом, уже эта часть оплаты будет значительно дифференцирована. По тарифной сетке разница между ПКГ была мизерной - 100 - 150 рублей, так что материального стимула для повышения квалификации у работников образования практически не было. Теперь он появится. Хочешь получать больше - совершенствуйся!
 
Вторая часть оплаты будет состоять из так называемых компенсационных выплат. В этом смысле практически ничего не изменится. Подобные выплаты, гарантированные трудовым кодексом, существовали и раньше: северные надбавки, выслуга лет и прочее. Если компенсация сотруднику положена в процентах, то этот процент будет начисляться на базовый оклад.  Третья часть оплаты труда сотрудникам высшей школы будет стимулирующей. Ничего подобного прежняя тарифная система не предполагала в принципе. Подобные выплаты все равно существовали в большинстве продвинутых вузов. Но, во-первых, они осуществлялись исключительно из внебюджетных средств. А во-вторых, их не принято было афишировать. Отныне такие «поощрительные» деньги легализованы. Платить их не только можно, но и обязательно. Сумму стимулирующих выплат будет целиком и полностью определять само учреждение. В лице своего руководителя, то есть ректора или директора. Кстати, в одном из сопутствующих реформе документов записано, что высшие учебные заведения теперь имеют право самостоятельно ввести должность президента вуза.
 
В стимулирующую часть оплаты войдут, во-первых, существующие внебюджетные средства. Во-вторых, 5% всего фонда оплаты труда работников вузов будут централизованы: из этих денег ведомство будет по своему усмотрению начислять разные коэффициенты разным вузам. Логика проста: работал университет и его ректор качественно - получает большую надбавку, работал хуже - меньшую. Эти 5% по образовательному ведомству составляют примерно 4,2 млрд. руб., так что учреждениям будет за что побороться.  Размер стимулирующих выплат зависит от достижений конкретного сотрудника. Примерный перечень критериев, по которым руководитель вуза должен будет оценивать вклад каждого своего подчиненного, велик и разнообразен.  Кроме того, с этого года в учреждениях высшего образования наконец-то вводятся премии, чего ждали не дождались педагоги нескольких поколений.
 
Разумеется, профессорско-преподавательский состав волнуется. Еще бы, первый раз в жизни его судьба будет решаться не в каком-то абстрактном здании министерства, а прямо на месте, в знакомом помещении ректората. У многих возникают опасения, что субъективная составляющая в определении размера стимулирующих выплат победит объективную. Вот не любит ректор Ивана Ивановича, и потому будет Иван Иванович влачить жалкое существование.  Именно об этом много говорил заместитель министра образования и науки РФ Владимир Миклушевский. Ректор, став фактически хозяином положения, при этом не превращается автоматически в диктатора. Во-первых, его будет ограничивать тот самый перечень критериев оценки деятельности сотрудника. Руководители должны будут подробно отчитываться в ведомство по каждому из них. А во-вторых, и в главных, зарплата первого лица вуза будет напрямую зависеть от зарплаты подчиненных. Чем выше эта «средняя температура по больнице», тем больше зарабатывает ректор. По новому положению зарплата руководителя может составлять от 3 до 5 средних зарплат по вузу.  Всех уволят? Не уволят, считает газета. Должен же вуз функционировать. И в новых условиях он обязан функционировать хорошо, иначе не видать ему материальных поощрений от государства. Поэтому профессорско-преподавательскому составу нечего волноваться. Да, действительно, по новым правилам численность сотрудников в вузе больше не подлежит строгому соответствию с министерскими распоряжениями. Количество работников, выполняющих те или иные задачи, также определит руководитель вуза. Возможно, без сокращений не обойдется. Но никого не сократят просто так. Все передвижки в кадровом составе ректор будет утверждать наверху. Тем же, кто останется, будут платить больше.
 
********************************
 
Еще во времена СССР молодежь союзных республик после окончания школы стремилась в российские города, чтобы получить высшее образование. За престижными дипломами инженеров, строителей, учителей они приезжали и в Новосибирск. Но даже во времена социализма по «государственной» линии в учебные заведения попадали только самые перспективные. Времена Союза канули в Лету, а вместе с ним и многие реалии дружбы народов. Бывших граждан Советского Союза в новой России не стало меньше, они просто превратились в мигрантов, приезжающих в российские города, в основном, чтобы заработать. Ряды граждан бывших республик в российских вузах заметно поредели, но не исчезли благодаря тому, что федеральной программе по обучению студентов из союзных республик удалось пережить распад стран, считает газета «Вечерний Новосибирск». В номере от 10 октября газета публикует заметку «Учиться, чтобы остаться».
 
В основном приезжие из ближнего зарубежья стремятся получить технические и строительные специальности. НГТУ имеет большой опыт обучения иностранных студентов, каждый год в университете на бюджетной основе начинают учиться по десять студентов из Таджикистана, Казахстана, Киргизии и Узбекистана. Благодаря новой областной программе по обучению мигрантов у университета появится возможность набрать студентов «сверх плана». Лоик Касобов — единственный иностранный аспирант НГТУ. Он приехал в Новосибирск из Таджикистана почти два года назад учиться в аспирантуре факультета энергетики. На родине у него остались родители, жена и двое детей. Через год он вернется к ним и станет преподавателем Таджикского технического университета, его уже ждут там на кафедре энергетики. Но не все, как Лоик, планируют покинуть Россию после того, как закончат обучение. Поэтому, считает аспирант, России тоже выгодно принимать в свои вузы иностранных студентов. «Увеличение в российских вузах квот на обучение граждан бывших советских республик — необходимость. Во-первых, это нужно нам, иностранцам. Например, в Таджикистане техническое образование находится в упадке. Не хватает преподавателей этих специальностей, потому что после развала СССР большинство из них покинули Таджикистан. Поэтому для того, чтобы получить техническую специальность, мои соотечественники вынуждены учиться в других странах. Но российское образование всегда ценилось».
 
Кроме того, обучать иностранных студентов выгодно и России, где поток миграции из стран ближнего зарубежья очень высок. Они работают здесь без квалификации. А дав образование мигранту, Россия получает квалифицированного специалиста. Для многих граждан государств ближнего зарубежья обучение в новосибирском вузе становится первой ступенькой к тому, чтобы остаться в нашем городе, получив российское гражданство. Студент пятого курса НГТУ Алексей Валов жил в Казахстане с самого рождения, но, русский по национальности, он всегда мечтал переехать жить в Россию. Участие в программе Федерального агентства по образованию Российской Федерации по обучению иностранных студентов для него было шагом целенаправленным. Вот уже три года он гражданин РФ и на родину в Казахстан, где живут его родители, вернется только для того, чтобы погостить. Преподаватели НГТУ иностранными студентами довольны. По их словам, среди них нет таких, кто «от сессии до сессии живет очень весело», ведь писать конспекты для них — не скучное занятие, а шанс получить бесплатное и качественное образование. Многим из них справиться с программой тяжелее, чем российским сверстникам. Ведь зачастую им приходится грызть не только научный, но и языковой гранит.
 
*******************************
 
В России будет 5 федеральных и 10-12 исследовательских университетов. В правительство России представлен проект государственной программы "Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы". Этот документ обсуждался на коллегии в минобрнауки, на заседаниях межведомственной группы по реализации национального проекта "Образование", на августовских совещаниях учителей в регионах. На вопросы корреспондента «Российской газеты» отвечает один из разработчиков проекта - директор департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России Игорь Реморенко. Интервью под заголовком «Кто попадет в десятку» опубликовано в номере от 7 октября.
 
Российская газета: Игорь Михайлович, какой будет в ближайшие годы система высшего образования в России?
Игорь Реморенко: Появится несколько категорий вузов, решающих разные задачи. Это федеральные университеты, национально-исследовательские университеты, университеты регионального значения и институты, работающие по программам бакалавриата, в том числе прикладного. Новыми здесь являются первые две категории. Федеральные университеты ориентированы на решение геополитических задач и удовлетворение кадровых потребностей крупных межрегиональных инвестиционных проектов. Исследовательские - на кадровое обеспечение базовых технологических платформ, их научные школы должны определять устойчивость и конкурентоспособность отечественной экономики.
 
РГ: В программе заявлено, что планируется открыть не менее 5 ведущих мировых центров - федеральных университетов. Но ведь пять уже есть?
Реморенко:  Формально созданы три - Сибирский, Южный и Дальневосточный. Эти вузы имеют большое территориальное значение и являются своего рода форпостами инновационных технологий в регионах. К ним прибавится еще как минимум два. Какие именно? Пока идет обсуждение. Федеральные университеты решают кадровые задачи крупных проектов территориального развития.
Что касается других вузов, то у них есть схожие программы развития. Однако далеко не все такие программы можно реализовать без крупных инвестиций. Поэтому там, где речь идет об опережающем развитии научных школ, кафедр, внедренческих коллективов, университету целесообразнее претендовать на статус исследовательского вуза.
 
РГ: Вы имеете в виду МИСиС и МИФИ?
Реморенко: Не торопитесь. По исследовательским университетам вопрос как раз в разгаре обсуждения. Идея создания исследовательского университета состоит в развитии определенной технологии или комплекса технологий силами университетского коллектива при тесном взаимодействии с работодателями. У МИФИ и МИСИСа программы развития как раз решают такие задачи.
РГ: Сколько будет таких вузов к 2012 году?
Реморенко: Ориентировочно 10-12.
 
РГ: Останется ли у государственных вузов право заниматься коммерческой деятельностью и зарабатывать деньги?
Реморенко: Да. Если вуз занимается продвижением собственных технологических разработок, это только приветствуется.
 
РГ: Для чего нужно, чтобы каждый пятый выпускник вуза получил международное приложение к диплому - так записано в проекте? Кому надо - и так убежит за границу.
Реморенко:
Общеевропейское приложение к диплому (Diploma Supplement) - дополнительная возможность для россиян не только быть узнаваемыми на глобальном рынке труда, но и впоследствии продолжить образование в любой стране. Европейский рынок труда становится все более емким, в этих условиях требуются общие правила признания квалификаций работников. Приложение - формат для записи образовательных достижений, где записано, сколько и какие зачетные единицы студент освоил. Некоторые российские вузы уже ввели такие общеевропейские приложения, но мы планируем от единичных случаев перейти к выдаче таких дипломов более чем 20 процентам выпускников.
 
РГ: А что за независимые аттестационные центры для студентов должны появиться в ближайшее время?
Реморенко: В первую очередь это касается не студентов вузов, а учащихся учреждений начального и среднего профобразования. В центрах сертификации квалификаций они смогут получить более высокий разряд, чем предусматривает образовательная программа. Центры будут создавать работодатели на базе самих образовательных учреждений.
 
РГ: Идея понятна: привлечь работодателей к подготовке рабочих кадров. Получится ли? Сейчас обучением кадров занимаются только две организации - РЖД и "Газпром".
Реморенко: Еще "Транснефть", РАО ЕЭС. Были подобные инициативы и у других организаций. Рынок очень нуждается в квалифицированных рабочих кадрах. Есть несколько направлений развития сети начального и среднего проф техобразования. Часть программ среднего профессионального образования будет переведена в статус прикладного (технического) бакалавриата. Успешные учреждения начального и среднего проф образования займутся повышением квалификации кадров. Предприятия смогут заказывать у них обучение высококвалифицированных рабочих, которые пришли переучиваться и осваивать новые технологии. Рабочих, которые повышают квалификацию на базе учебного заведения, может быть до 20-30 процентов от общего числа обучающихся. Уже сейчас у нас есть несколько таких учреждений - в Липецке, Томске, Челябинске и других регионах. Часть общеобразовательных и социальных функций учреждений начального профобразования может быть передана школам. Программы профобразования, возможно, будут сокращены до освоения конкретного набора компетенций.
 
РГ: Что будет с неуспешными ПТУ?
Реморенко: Если они выпускают безработных - это не нужно ни работодателям, ни, главное, самим учащимся.
РГ: Выходит, систему профтех образования ждут большие перемены?
Реморенко: Да. Могу добавить, что система обучения станет модульной. Можно будет в училище освоить один модуль - получить определенную квалификацию и пойти поработать. Потом прийти снова учиться, освоить следующий модуль. Толковые руководители предприятий будут стремиться к тому, чтобы их сотрудники постоянно повышали квалификацию. И сегодня, как показывает статистика, расходы на обучение персонала неуклонно растут.
 
РГ: Будут ли предусмотрены налоговые льготы для тех работодателей, которые вкладывают средства в обучение своих сотрудников?
Реморенко: Льготы уже есть. Недавно в Бюджетный кодекс были внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 года: отнесение на себестоимость тех расходов, которые понес работодатель на обучение сотрудника или повышение квалификации, эти деньги не облагаются налогом. Увеличилась сумма налогового вычета для граждан - до 100 тысяч рублей, потраченных на образование. Эта сумма налогом не облагается.
 
РГ: Программой предусмотрено обучение рабочим специальностям мигрантов. Интересно, кто этим займется?
Реморенко: Учреждения начального и среднего профобразования, которые пожелают заняться такой работой. Они могут получить на эти цели дополнительные средства из госбюджета. Предполагается, что этот проект начнется уже в следующем учебном году.
 
РГ: Теперь давайте поговорим о дошкольном образовании. Обеспеченность детскими садами увеличится с 61 до 65 процентов. Почему так мало - рост всего 4 процента?
Реморенко: Не детскими садами, а дошкольным образованием! Это существенная разница. Это весьма заметный рост. Мы сейчас по охвату дошкольным образованием приближаемся к уровню 1991 года, у нас на протяжении 17 лет был сильный провал. Особенно - в крупных городах, где катастрофически не хватает мест в дошкольных учреждениях. Из-за высоких цен на недвижимость ведомственные детские сады передавались другим владельцам, это было более выгодно, чем содержать социальную инфраструктуру.
РГ: Негосударственные дошкольные учреждения смогут получать теперь государственные средства. В этом случае плата для родителей будет уменьшена?
Реморенко: Думаю, да, но здесь надо говорить еще и о расширении спектра предоставляемых услуг.
РГ: Честно говоря, удивила цифра охвата детей-инвалидов инклюзивным образованием. Оказывается, у нас 40 процентов детей-инвалидов учатся в обычных школах. А будет 50 процентов, иными словами - половина. Что-то не верится ни в ту, ни в другую цифру.
Реморенко:  А меня не удивляет, что 60 процентов детей учатся в специализированных школах, а 40 - в обычных. Я считаю, что там, где это возможно, ребята должны заниматься вместе. И школам в связи с переходом на нормативное подушевое финансирование это выгодно - на таких детей нормативы выше.
 
РГ: Школы станут ступенчатыми - начальная, средняя и старшая, даже будут размещаться в от дельных зданиях. Речь идет о новых школах или перестройке старых?
Реморенко: И так, и так. В России ежегодно строится около 200 школ, они будут учитывать новые требования. В институтах повышения квалификации уже идет переобучение педагогов по программам, ориентированным на ступени обучения. Есть блестящие разработки отечественных методистов, психологов и управленцев по переходу к модели школ ступеней обучения.
 
РГ: Готовы ли школы к тому, что очень скоро в России будет много первоклашек: младшие группы детских садов переполнены?
Реморенко: И сейчас уже детей в начальной школе стало больше. Тут сложность не столько в зданиях, сколько в отсутствии квалифицированных кадров. Их по идее должны готовить педагогические вузы. А они часто работают совсем не на школу - более 70 процентов выпускников в школу не идут. Программой предусмотрены изменения сети педвузов, превращение их в гуманитарные университеты или в подразделения классических университетов. Не факт, что все такие вузы должны работать по прикладному бакалавриату, но какая-то часть будет давать именно такое образование.
 
РГ: Создается впечатление, что образование в целом становится очень прикладным.
Реморенко: Если речь идет об уменьшении объемов гуманитарного образования, то это миф. Ведь если сравнивать количество часов на русский и литературу, то оно в наших школах заметно больше, чем на эти предметы в других странах. Если же речь идет о формировании умений применять знания, то да, этого в нашем образовании катастрофически не хватает.