ОБЗОР ПРЕССЫ № 294

29 сентября 2008
 Российские власти не раз заявляли, что модернизация образования невозможна без современных интернет-технологий. Современные школьники прекрасно разбираются в компьютерных премудростях и легко гуляют по Всемирной Паутине. И в классе они должны получать знания не только с помощью учебников, но и через интернет-уроки. Это, казалось бы, аксиома. Однако на деле все оказывается не так-то просто. О проблеме – газета «Московский Комсомолец» от 23 сентября в заметке «Российские школы останутся без Интернета?»
 
Министерство образования и науки РФ еще в октябре 2007 года бодро отрапортовало, что к Сети подключены все 100% отечественных учебных заведений. На интернетизацию школ потратили 2,5 млрд. руб., на оплату трафика в год планируется расходовать 1,1 млрд. руб. Все, казалось бы, прекрасно – сиди в классе у компьютера, пользуйся Сетью и набирайся знаний. Однако с 1 октября 2008 года целый ряд отечественных альма-матер может оказаться отключенным от Всемирной Паутины. Причина более чем банальна – нехватка денег у региональных властей на оплату доступа в Сеть. Дело в том, что, согласно нацпроекту «Образование», Минобрнауки обязан финансировать школьный Интернет в течение всего лишь двух лет со дня подключения учебного заведения к Паутине. Что министерство и делает. А потом раскошеливаться должны региональные власти. Это справедливо: школы, как правило, находятся на муниципальном балансе, и финансировать их потребности должны местные органы управления.
 
Но во многих российских областях (Самарской, Белгородской, Ивановской, Курской, Орловской, Читинской, Омской, Брянской и др.), как оказалось, недостаточно средств для поддержания школьного трафика. Между тем министр образования и науки Андрей Фурсенко уже предупредил регионы, что центр тяжести по финансированию учебного Интернета должен переходить в их руки. В министерстве даже составили график отключения школ от федеральной кормушки – с 1 октября без федеральной поддержки останутся 597 учебных заведений, а в ноябре – еще 8712. А всего к концу следующего года без доступа к Сети могут остаться более 15 тысяч российских альма-матер. Президент РФ Дмитрий Медведев в свою очередь уже раздал главам субъектов Федерации соответствующие поручения по поддержанию Интернета в школе и выразил уверенность в том, что они будут выполнены. Однако во многих российских регионах не спешат раскошеливаться на оплату услуг Интернета. В одних субъектах говорят, что якобы не получали четких указаний от Минобрнауки, в других вообще хотят переложить всю тяжесть оплаты на сами школы. Но совершенно понятно, что это нереально – очень многие отечественные учебные заведения (в основном – сельские и поселковые) и так с трудом сводят концы с концами. Откуда им взять деньги на дорогостоящий Интернет?
 
Получается, что в скором времени деревенские ученики останутся вообще без выхода в Сеть. Министр Андрей Фурсенко не раз говорил, что уровень образования в сельских школах и так намного отстает от городских, а вскоре оно станет еще ниже – ведь ребят лишат современных интернет-технологий. Пропасть между учениками деревенских и городских школ станет еще больше, а возможность сельских ребят попасть в престижный вуз – еще призрачней. Что тогда говорить о равном доступе к образованию для всех российских граждан?
 
************************
 
Разработаны новые подходы к организации здорового школьного питания, сообщает «Российская газета» от 26 сентября в заметке «Чипсы не предлагать». Здоровье ребят можно укрепить, не только грамотно дозируя учебные нагрузки, подключив занятия спортом, но и с помощью... школьной столовой. Об этом говорили участники общероссийской конференции по организации питания в школах, которая завершилась в Тамбове.
 
Как сообщила  директор департамента развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения минздравсоцразвития Валентина Широкова, в 14 регионах страны продолжается эксперимент: школьные столовые приводятся в соответствие современным требованиям. Меняется не только техническое оснащение школьных пищеблоков. Главное - меняется подход к организации детского питания. Все это не случайно. О том, что в школу приходит больше здоровых детей, чем из нее выходит, говорится очень много. С 2003 по 2007 год заболеваемость детей до 14 лет возросла почти на 10 процентов, а подростков 15-17 лет - на 12,5 процента. И хотя львиную долю всех ребячьих болезней составляют простуды, ОРВИ и прочие недуги органов дыхания, но и детские гастриты стали едва ли не нормой школьной жизни. Во всяком случае болезни органов пищеварения в структуре общей заболеваемости детей - на втором месте. И чем ближе к выпускному классу, тем таких хроников все больше.
 
Не последнее место в числе причин занимает именно плохое, далекое от здоровой нормы питание как дома, так и в школе. Но если на домашние завтраки и ужины государство повлиять не может, то вот уж о школьных обедах позаботиться оно просто обязано. Тем более что современный ребенок проводит в школе по 8, а то и 12 часов и в школьный буфет в течение дня заглядывает неоднократно. Еще год назад по инициативе Роспотребнадзора в школьных буфетах было запрещено продавать всевозможные чипсы, чупа-чупсы, жевательную резинку и газировку, одним словом, все то, чем так любят набивать животы наши дети, но что не приносит им "никакой пользы, кроме вреда". Но эти "пожарные" меры необходимы, но недостаточны.
 
"Нездоровый рацион питания может приводить - и приводит - к ожирению, - констатирует Валентина Широкова. - А это увеличивает риск развития сердечно-сосудистых и других системных заболеваний на более поздних этапах жизни". Именно поэтому в министерстве настаивают: школьное меню должно быть продуманным и соответствовать потребностям детского организма и по составу (баланс белков, жиров, углеводов, витаминов и микроэлементов), и по энергетической насыщенности. Составить "расписание" блюд на неделю так, чтобы было и полезно, и вкусно, и не оставалось на детской тарелке - эту непростую задачу тоже помогут решить рекомендации специалистов. Кроме того, при необходимости, например, в зависимости от региона, в меню могут вноситься определенные коррективы. Например, в большинстве российских регионов наблюдается дефицит йода в пище, что грозит заболеваниями щитовидной железы и нарушением обмена веществ. Недостаток селена, дефицит магния усиливают риск возникновения болезней сердца. Грамотно составив рацион, этих неприятностей можно избежать.
 
Нормальное горячее питание - полноценный обед - получают сегодня лишь семеро из десяти школьников. В младших классах обедают почти все - первоклашек водят в столовую организованно. Но начиная лет с 10 процент падает, и в выпускных классах в школьных столовых обедает лишь половина учеников. Наладить школьное питание "на уровне" стоит немалых денег. Но такие расходы можно только приветствовать, потому что детское здоровье намного дороже.
 
***************************
 
Губернаторы готовы лечь костьми, лишь бы сохранить возможность управлять высшим образованием
Регионы пускаются в битву за вузы, констатирует «Независимая газета» от 18 сентября в статье «Вузы как статусный элемент региональной политики». Министерство образования и науки РФ во главе с Андреем Фурсенко предлагают кардинально перекроить карту высшего образования РФ. Вузы ожидает изменение статуса, а подчас и банальное сокращение. Все это, естественно, не может не пугать регионы.
 
Уже осенью Рособрнадзор намерен разработать новые критерии по отнесению вузов к тому или иному уровню (виду), и, вероятно, некоторые университеты рискуют лишиться своего престижного статуса совсем скоро. «Без санации вузов невозможно добиться повышения качества образования», – уверен министр. Регионы в принципе согласны с такой формулировкой вопроса, но отдавать «свое» всегда трудно. Недавно губернатор Томской области Виктор Кресс, как сообщает «Клуб регионов», заявил на встрече с вузовской общественностью, что «ляжет костьми» за томские вузы. Скоро на очереди Новосибирск, а дальше – еще больше...
 
В Архангельске министру образования и науки подготовили целую презентацию о месте вузов в хозяйстве области и всего региона в целом. Как решили местные власти и руководители трех пока действующих сильных вузов, в нынешней тревожной ситуации лучше объединиться и создать один большой университет, достойный статуса федерального, чем ждать наступления коварной «стихии». Как говорил на совещании глава администрации Архангельска Илья Михальчук, коллективы вузов готовы пойти на этот не совсем выгодный для них шаг с одной лишь целью – сохранить лучшие научные кадры города. Кстати, вузы Архангельска – довольно типичная картинка регионального высшего образования. Среди них есть учебные заведения, вписавшиеся уже некоторым образом в экономику региона. Есть классические университеты, которые не могут успешно вписаться в рынок по жанру. И тут и там – ценные кадры, которые надо сохранить для будущей науки. Если еще ближе к ситуации, то Архангельский государственный технический университет (АГТУ) зарабатывает сам свыше 11 млн. руб. в год. Оборудование покупают за свой счет и имеют пусть скромный, но свой научно-исследовательский центр, который проводит исследования в области химической обработки древесины и сотрудничает с местным целлюлозным комбинатом.
 
В Поморском госуниверситете имени М.В.Ломоносова, с которым АГТУ будет объединяться, основная проблема – это устаревшее оборудование. Университет, впрочем, тоже зарабатывает. Но работает, как говорят здесь, «на западный эксперимент». Обсчитывает результаты, полученные западными компаниями. Фундаментальные исследования по физике здесь представлены вполне достойно. И уже 10-й год здесь выпускают магистратуру. А теперь боятся, что магистратуру у них отнимут. Ведь войти в 50–100 достойных будет совсем нелегко – конкурентов в одной Москве сотни. Вообще региональщики опасаются, что магистратуру и аспирантуру отдадут только московским вузам. Если так случится, говорят они, лучшие кадры останутся в Москве. Региональное высшее образование вымрет.
 
Томские власти тоже боятся будущего, потому что не знают, «в какую группу могут попасть их вузы». А понижения статуса никто не жаждет. Виктор Кресс не знает, как эти инициативы отразятся на системе высшего образования области, и уверен, что надо сделать «все зависящее от него для того, чтобы в этом процессе томские вузы не остались на обочине».  В Томске пять крепких вузов: политехнический, медицинский, радиоэлектронный, архитектурно-строительный, педагогический. Все они профильные и разные. И поэтому ситуация сложнее, чем в Архангельске. Объединение здесь почти невозможно. Эксперты уверены, что потеря двух-трех вузов вероятна. Кстати, недавно заместитель губернатора Томской области по кадровой политике Петр Чубик сменил Юрия Похолкова на посту ректора Томского политехнического университета (ТПУ). Вот такой маневр. Власть пошла в университеты. Что называется, подключим административный ресурс. Ни вуза без боя.
 
**************************
 
С началом учебного года жизнь у детей меняется. Самое тяжелое время - с сентября до середины октября. Нужно заново приспосабливаться к школьному режиму, а это стресс. Ведь в школьном расписании появляются новые предметы, увеличивается информационная и эмоциональная нагрузка на детей. Как снизить возможные перегрузки у школьников младших и средних классов? Советует газета «Труд» от 18 сентября в статье «Разгрузите малыша».
 
Как понять, что ребенок перегружен? Появляются симптомы нервного истощения - дети быстро утомляются или слишком легко возбуждаются, трудно засыпают, младшие вечером капризничают, старшие раздражаются. Часты жалобы на плохое самочувствие. Пропадает интерес к занятиям. Когда ничего не болит, а ребенок жалуется на недомогание - это признак психологического дискомфорта. Вы понимаете, что он выдумывает? Все равно позвольте ему отдохнуть. "Тебе нездоровится? Полежи 15 минут, я животик поглажу или витаминку дам, она обязательно поможет". Время прошло, а сесть за рабочий стол он так и не хочет? "Ты лежи, я тебе почитаю параграф, правило или стих, а ты будешь запоминать и повторять. Сегодня задания остались только письменные? Тогда учим завтрашний урок, а потом послезавтрашний". В итоге маленький человек понимает, что уроки делать придется.
 
"Родители должны задавать определенный ритм труда и отдыха, - объясняет Татьяна Ребеко, психоаналитик Института психологии РАН. - Например: "Смотри, 15 минут мы с тобой внимательно читаем, затем делаем паузу". При этом право на отдых у ребенка должно быть обязательно". Встречая своего отпрыска из школы, спросите: "Что было интересного, что тебе понравилось?" Только не утомляйте ребенка расспросами, ведь он одновременно чувствует усталость и возбуждение. "Важно поговорить и на отвлеченную тему, интересующую школьника, - советует психолог Людмила Аншакова. - Жизнь состоит не только из учебы. Однако такой разговор тоже не затягивайте. Во всем должно быть чувство меры".
 
После школы ребенок должен отдохнуть в течение двух часов, для первоклассника желательно даже поспать. Лучшее время для подготовки домашнего задания младшими школьниками - с 15 до 17 часов. Для старших детей оно может сдвигаться на два часа (17-19). Первоклассникам трудно удерживать внимание более 15 минут подряд, поэтому делайте небольшие перерывы. Учить уроки лучше в тот день, когда их задали. "Даже если ребенок большую часть информации в школе не услышал, при выполнении задания в тот же день она всплывает в его памяти", - комментирует психолог. Взрослым не стоит держать под контролем абсолютно все, даже когда их отпрыск учится в первом классе. Людмила Аншакова рекомендует: "Просматривая домашнее задание, не ругайте ребенка, говорите: "Ты можешь лучше". Одобрение и поддержка необходимы ребенку всегда, а когда что-то не получается - особенно. Скажите так: "У тебя все получится, я точно знаю".
 
Даже повзрослевшие дети любят сказки и разговоры на ночь. Отход ко сну должен быть спокойным. Не вспоминайте о прошлых неприятностях и будущих сложностях. В общении с детьми замените слово "боюсь" на "беспокоюсь". Оно формирует неуверенность, которая мешает учиться. Если спросить любого школьника, как ему больше нравится учиться - пять дней в неделю или шесть, скорее всего, он выберет пять, ведь два выходных - это здорово! Так удобнее и большинству родителей. На самом же деле, по мнению психологов, шестидневная неделя более оправданна. В этом случае нагрузки распределяются равномернее. А впечатление, что два дня для отдыха гораздо лучше, в данном случае обманчиво. При большей концентрации нагрузок и эмоций ребенок и устает больше. Один выходной день при меньшей насыщенности позволяет отдохнуть лучше, чем два при большей.